Домой Дети «Я в ужасе от мысли о детях, а муж заставляет рожать»

«Я в ужасе от мысли о детях, а муж заставляет рожать»

191
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Письмо читательницы комментирует наш постоянный эксперт, писатель и психолог Татьяна Сальвони.

«Я люблю своего мужа, но детей не хочу. То есть, конечно, хочу в теории, через пару лет, но не сейчас. И эти „через пару лет“ уже длятся четыре года. Меня приводят в ужас мысли о декрете. Сразу начинаю думать: а как же моя работа? Моя жизнь? Что, после родов засяду дома? Буду сидеть в резервации? И какашки убирать? Нет, не подумайте, я не против мамочек и какашек. Я даже уверена, что когда у меня родится ребенок, его какашки будут для меня самыми милыми какашками в мире. Но! У меня сразу возникает страх, что с рождением ребенка закончится моя собственная жизнь: сейчас он родится, потом в садик, потом в школу… А я же еще даже в Италии ни разу не была. А 30-летие мечтала отметить в Нью-Йорке. Я мир не видела. Сколько себя помню, всегда работала, переезжала, ипотека… И только вроде немного все наладилось, вроде вот-вот можно вздохнуть с облегчением и потратить всю зарплату, например, на сумочку от Furla. При этом я понимаю, что сумка и Нью-Йорк не главное. Но пока не хочу детей, а муж давит. Вот что тут скажешь? Мне иногда кажется, что со мной что-то не так, ведь я не чайлдфри, я в принципе люблю детей и хочу, но чисто гипотетически».

Совершенно очевиден здравый, нормальный подход девушки к столь важному и ответственному вопросу в жизни. И опасение – больше подходит это слово, чем страх – тоже вполне адекватно. Здоровое опасение, с помощью которого психика прощупывает собственную готовность к настолько большой и важной перемене в жизни. Да, действительно, ребенок кардинально меняет жизнь. И меняет ее непредсказуемо. Если у девушки только-только завершился один непредсказуемый этап жизни, то нужно как минимум немного отдохнуть, набраться ресурса, как говорят психологи. Чтобы вступить в новый.

Чужой опыт здесь играет скорее информационную роль.

Одна мама расскажет о трудностях и ужасах материнства, которые действительно могут напугать. А другая скажет, что «это небывалое счастье, особенно по вечерам, когда укладываешь младенца после насыщенного дня, после купания и игрищ, он закрывает глазки и сам себе что-то мычит, посасывая грудь, и накатывает такая невообразимая нежность, такое чувство умиления, его растягиваешь, тонешь в нем и смакуешь каждое мгновение. И вот с этим мгновением ничто не может сравниться по интенсивности переживаний состояния счастья».

Да, – добавлю я от себя, – есть усталость, и, бывает, нервы на взводе, да, истощение, да, все время кажется, что где-то жизнь проходит мимо, и в то же время понимаешь, что вот здесь и сейчас в твоих руках целая Вселенная, сама жизнь в концентрате, и чем больше любви дашь ему, тем больше любви потом получит весь этот мир от него, когда он вырастет. Хочешь спасти мир – подари ему счастливого ребенка. Это труд, почти незаметный, тяжелый, иногда мучительный, но у него грандиозная компенсация – вот это чувство невероятного, почти химического счастья, и чувство реализованности своей женской судьбы, предназначения.

Но чужие чувства и трудности – это лишь чужой опыт. Здоровый человек понимает, что у него будет совсем по-другому, внутренне знает свои ограничения и свои силы. Давление извне приводит к появлению чувства стыда, мол, я какая-то не такая, положено же хотеть, да еще и муж давит. Но это навязанный ложный стыд, который вредит только. От него нужно защищаться. А с мужем важно поговорить по душам, объяснить, что в первую очередь ребенку нужна реализованная и успокоенная мама, которая ждет его и готова отдать ему по максимуму свое внимание и любовь. Можно даже договориться с мужем о конкретных сроках, например, давай в ближайшие полгода-год тему отложим. Если период неопределенности длился довольно долго до этого, то нужно как минимум восстановить нервную систему. Потому что неопределенность выдерживать сложнее всего, она очень энергозатратна.

Вообще страхи перед рождением детей – это естественно. Ведь там не только много неизвестности и неопределенности, как все пройдет, как я справлюсь, смогу или нет, но еще и чисто физиологический страх боли. Безусловно, ребенок покрывает все и когда внутри женщины приходит готовность стать матерью, она готова на любые переживания.

Однако я должна упомянуть и про неестественные, неадекватные страхи. Их можно узнать по внутреннему противоречию. То есть, человек осознает, что хочет ребенка, идет к этому, радуется, когда видит две полоски, а внутри параллельно с этим нарастает паника и зашкаливающая тревога. Бывает, что этот страх накрывает не женщину, а мужчину, который до этого всячески демонстрировал невероятное желание иметь ребенка. Тогда нужно разбираться конкретно в этой ситуации, что является источником страха.

Приведу примеры из практики психологов.

В семье очень хотели второго ребенка, когда же наступила вторая беременность, муж просто готов был бежать из дома от ужаса. Супружеские отношения разладились, начались скандалы на ровном месте. На терапии выяснилось, что для него это просто абсолютно неизвестная ситуация. Он сам единственный ребенком в семье и так вышло, что рос в окружении таких же семей с одним ребенком или без детей. Ему было элементарно страшно, так как в его внутреннем «словаре действий» не было такого опыта и понимания, что делать. Как вести себя с другим ребенком, с женой, как быть отцом двоих и так далее.

В другой ситуации молодые супруги долго не могли забеременеть, а когда наконец это случилось, у жены начались панические атаки и страхи. На терапии всплыло, что ее мама сделала аборты, прежде чем она родилась, и отчего-то у нее закрепилось в качестве неосознаваемой установки, что первого ребенка рожать нельзя, а нужно как мама, делать аборт. Будто это такой семейный сценарий. И у нее было ощущение, что ее кто-то вот-вот заставит делать аборт, отберет у нее ребенка или навредит ее беременности. А это проявлялась так называемая лояльность семейной системе.

Еще одна девушка боялась беременеть, так как почти сразу после ее рождения отец ушел из семьи. А у нее через разные мамины слова закрепилась уверенность, будто стоит родить и мужчина уйдет. И она словно бы жертвовала материнством ради сохранения отношений. Спустя полгода терапии забеременела. У них уже двое, но до сих пор отказывается официально регистрировать брак, теперь она стала бояться штампа. Будто если штампа нет, ей так спокойнее. Удивительно наша психика играет с нами!

Я могу поделиться и своими страхами, они были что в первом, что во втором случае. Причем в первом это был просто страх перемен и ответственности, полностью перекрывавшийся радостью ожидания первенца. А вот со вторым малышом, как только я увидела две полоски, то вдруг резко вспомнила всю пережитую боль предыдущих родов. Меня накрыло с головой этим страхом – о, опять придется пройти через это! Страх грядущих страданий на физиологическом уровне просто парализовывал. Но – во-первых, я очень хотела малыша. Во-вторых, я тут же обратилась за помощью к терапии и церкви, а в третьих, не стеснялась просить поддержки. Люди, как оказалось, с радостью готовы помочь. А еще я открыла, что если идти навстречу страху, разбираться… Словом, действовать, то все вокруг волшебным образом преобразуется. Именно вторая беременность меня научила активной жизненной позиции и дала больше уверенности в себе.

Источник: wday.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here