Домой Дети У вас они точно есть: 10 вещей, которые тормозят развитие ребенка

У вас они точно есть: 10 вещей, которые тормозят развитие ребенка

184
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

К вопросу о том, что все хорошо вовремя. WDay.ru составил рейтинг приспособлений, от которых нужно вовремя отказаться.

«Сегодня растить ребенка – одно удовольствие!» – считают наши мамы и бабушки. К нашим услугам все «блага цивилизации», которые в изобилии предлагают производители детских товаров. Но не все товары одинаково полезны. А некоторые могут даже замедлить развитие любимого чада.

Одноразовые подгузники

Споров на эту тему ничуть не меньше, чем о грудном вскармливании. Конечно же мы читаем популярную литературу для родителей, слышали мнение о том, что памперсы могут вызвать перегрев, раздражение на коже малыша и опрелости.

Вот что вспоминает 27-летняя Ирина: «Когда я выписывалась из родильного дома, я поделилась своими сомнениями с неонатологом. „Конечно, выбор за вами, – ответил мне врач. — Можете пользоваться марлевыми, стирать их вручную детским мылом, как делали наши мамы. Кстати, спросите, много ли времени после этого у них оставалось на „радость материнства“. Во всем мире пользуются! Выросли уже несколько поколений на одноразовых подгузниках».

Да, действительно, одноразовые подгузники – это удобно. Во время прогулок или посещения общественных мест – это незаменимая вещь, позволяющая не беспокоиться о сухости малыша и чистоте одежды. Но пользоваться ими постоянно не имеет смысла. Кожа малыша должна отдыхать!

Второй щепетильный вопрос – это время отучения от подгузника. Сейчас считается, что малыш полутора-двух лет должен обходиться без подгузников. Нервная система малыша к этому возрасту способна контролировать соответствующие позывы. Кстати, еще 20 лет назад считалось, что ребенок может и должен пользоваться горшком в год. Что же произошло? За 20 лет дети стали «глупее»? Это не совсем так! Все дело в том, что, находясь в подгузнике, ребенок не испытывает дискомфорта. А значит, и нервная система не реагирует на раздражители. Их просто нет. Поэтому если вы хотите отучить ребенка от подгузника – снимите его! В каком возрасте – решайте сами. Но насильно высаживать ребенка на горшок не надо. Малыш должен дозреть.

Соска

Если ребенок находится на грудном вскармливании или вы кормите его по требованию, то потребность в соске, как правило, не возникает вовсе. Но бывает всякое. Если ваш малыш «подсел» на пустышку, вряд ли он добровольно откажется от этого развлечения. В некоторых европейских странах, например во Франции, не редкость младшие школьники, приходящие в класс с соской. Правда, врачи говорят, что пустышка здоровью ребенка вряд ли навредит. Да и нет в нашей стране школьников, приходящих на уроки с этим младенческим пережитком.

Но есть нюансы: если соска не подходит по размеру, или материал не тот, то она действительно может испортить прикус малышу. В общем, если нет крайней на то необходимости, пустышку малышу лучше не давать. Зачем вам лишние привычки?

Ходунки и прыгунки

Каждому овощу – свое время. Если ваш малыш не ходит самостоятельно, значит, его позвоночник еще не достаточно окреп. Прямохождение, доставшееся человечеству в результате вековой эволюции, – это большая нагрузка на кости таза, ноги и позвоночник. Стоит ли преждевременно нагружать опорно-двигательный аппарат малыша? Ведь в результате может развиться сколиоз – искривление позвоночника и другие не менее опасные дефекты развития костей и мышц. Кроме того, малыш, зафиксированный в прыгунках и ходунках, не учится держать равновесие. Он постоянно заваливается то вбок, то вперед. Таким образом, покупая малышу ходунки и прыгунки, мы оказываем крохе медвежью услугу.

Переноски и коляски

Сотрудники Института нейрофизиологической психологии в Честере (да-да, те самые британские ученые) считают, что коляски и переноски мешают детям осваивать мир и учиться общению. Если ребенок проводит много времени в детском кресле, прогулочной коляске или переноске, предупреждают исследователи, то с большой долей вероятности можно прогнозировать, что он столкнется с задержкой в развитии речи и физических навыков.

Многие важные навыки и модели поведения закладываются в первые три года жизни ребенка. Если большую часть времени малыш проводит в коляске, уже в ближайшем будущем ему будет сложнее строить отношения с окружающими. Кроме того, у детей, которые находятся в коляске длительное время, хуже развивается речь, координация и способность взаимодействовать с окружающими. В перспективе такие дети отличаются пассивностью в школе и хуже успевают.

Планшеты и телевизор

Залог успешного развития ребенка – его вовлеченность в мир. Увидел, услышал – повторил! Это подсознательно заложено в детской психике. Малыши по-своему точно стараются скопировать и воспроизвести звуки, жесты, действия. Только так учатся и развиваются наши «обезьянки» и «попугайчики». Сажая малыша перед экраном, мы блокируем функцию «воспроизведения». Да, малыш увлеченно смотрит. Но при этом его мозг и зрение перегружаются. Малыш как бы «зависает» над подвижной картинкой. В свою очередь, игры-«ладушки» и песенки-«агушки» вместе с мамой или бабушкой стимулируют мозг ребенка. Он пытается воспроизвести интонации, звуки, развиваются моторика и координация.

Звуковые развивающие игрушки

Электронных игрушек, издающих различные звуки, – множество. Это и машинки-паровозики, и копии музыкальных инструментов. В игре с ними создается иллюзия активности ребенка. На самом деле, считают детские психологи, такие игрушки «манипулируют» малышом и задают программу действий: «В сущности, маленький человек превращается в созерцательно-пассивное „дополнение“ к игрушке, его деятельность сводится к бесполезному для развития логики нажатию кнопок. А отсутствие простора для представлений, фантазирования, преобразований и экспериментов тормозит развитие творческого мышления ребенка».

Не секрет, что большая часть таких «интерактивных» игрушек – говорящих кукол и животных – поступает из-за рубежа. «Речь» изобилует ошибками и неправильным произношением. А неправильная настройка в программе может способствовать искаженному развитию эмоций и чувств ребенка. Игрушки эмоционально «дезориентируют» малыша: на поглаживание и покачивание могут ответить плачем или звуками неудовольствия, а на агрессию или долгое невнимание – обниманием или радостными репликами.

Игрушки-монстры

Старые добрые игрушки – улыбчивые и милые, похожие на людей, – становились лучшими друзьями малышей. В игре дети копировали поведение старших: проявляли заботу, нежность, дружелюбие. Игры в дочки-матери, детский сад, поликлинику выполняют психотерапевтическую функцию: помогают детям овладевать своими страхами и победить их. Но на смену куклам и мишкам пришли монстры. Фигуры с искаженными пропорциями, роботы-трансформеры да и просто страшилища неестественных цветов и форм. Не берем сейчас в счет безопасность материалов, из которых изготовлены эти жуткие изделия игрушечной промышленности. Остановимся на другом аспекте. Психологи в один голос утверждают: игрушки-монстры привносят в жизнь малышей дополнительную порцию кошмаров! Такие игрушки будят в детях неконтролируемую агрессию, в связи с чем могут быть причиной затруднений в построении отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Эти игрушки оказывают непосредственное влияние на формирование черт характера: ребенок, копируя образ куклы, отождествляя себя с нею, может стать замкнутым, недоверчивым, злобным.

Кроме того, страшные игрушки извращают чувство прекрасного, а значит, препятствуют формированию у детей эстетического вкуса. Это отмечают и преподаватели изобразительного искусства: «Сложно объяснить детям такие понятия, как пропорциональность и соразмерность. Ведь глядя на большеголовых монстров, дети переносят эти искажения в свои рисунки».

Источник: wday.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here