Домой Дети Краска для волос, пирсинг, тату: запрещать ли это детям

Краска для волос, пирсинг, тату: запрещать ли это детям

177
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Форумы мамочек пестрят сегодня беспокойными сообщениями. Дети-подростки начинают экспериментировать со внешностью, пугая родителей. Как быть? Дать им свободу или всеми возможными силами отговаривать?

Кажется, что материнское сообщество знает, что и как делать. Вот, к примеру, пишет Ирина, 38 лет, мама 14-летней дочки: «У нее появилась навязчивая идея сделать себе татуировку. Причем это не минутное желание, а уже продуманная идея, которая крепнет почти год. Как уберечь ее от глупости?..»

Тут же появляются советы «бывалых» мам: «Предложите немного подождать. Напомните что-то, что нравилось ей год-два назад, а теперь вызывает недоумение. Объясните, что с рисунком, который она выберет сейчас, будет точно так же. Станет постарше – пусть, если не передумает, а пока пусть рисунок выбирает».

Дельно и правильно. Но так подсказать могут не все и не всегда. Кроме того, ситуации бывают разные, дети тоже разные, а реакции родителей могут все напрочь испортить.

Возможно, проще можно отнестись к экспериментам с волосами. Сегодня они красят их в ярко-зеленый или фиолетовый цвет, завтра хотят быть рыжими, а через неделю уже готовы сбрить шевелюру «под ноль». Волосы – не уши, как говорится, отрастут.

Почему вообще у наших подростков возникает желание изменить свою внешность и как правильно реагировать на подобные выплески? Обратимся с этими вопросами к эксперту.

Эвелина Гаевская, психолог:

Внешний вид – это та информация, которую человек предъявляет социуму, другим людям как некую, если можно так выразиться, «визитку». Поэтому, если подросток начинает эксперименты со своей внешностью, например с прическами и цветом волос или с тату и пирсингом – это всегда попытки заявить и передать информацию о себе внешнему миру. С одной стороны, это шаги к отделению себя от родителей, к самостоятельности, хотя бы через независимый выбор внешнего вида и имиджа. С другой стороны – это также и шаг к некоей новой общности, к социальной группе. Ведь определенный стиль во внешности становится модным после того, как та или иная субкультура стала популярной.

Что касается экспериментов с телом – пирсинг и татуировки, то здесь ситуация сложнее, чем с условными синими или зелеными волосами. Во-первых, в отличие от краски для волос, сам процесс приобретения татуировки или пирсинга связан с болью, а избавления не подразумевается, это как бы «выбор навсегда». То есть здесь уже не только мода. Здесь присутствуют элементы некоего культа: требуется принести жертву для того, чтобы пройти некую «инициацию». Во-вторых, в качестве татуировок выбираются определенные символы, которые так или иначе являются месседжем: «я принадлежу к определенной группе людей».

Тату на теле – это всегда послание именно об обозначении себя, разделяющего некую идеологию и систему ценностей

Историческая же основа татуировок и пирсинга тоже очень неоднозначная: это и клеймление рабов, это и тюремная субкультура, это и знаки профессиональной принадлежности, и принадлежность к роду-племени… Часто психологи, которые работают с подростками или молодыми людьми, у которых есть татуировки или пирсинг, отмечают общее для таких подростков: это неприятие и отвергание себя и своего тела. Подсознательное отвергание себя может выражаться в болезнях (особенно требующих операций, после которых остаются шрамы), в травматизме и, как вариант – в осознанном изменении своего тела, в том числе через боль. Достаточно часто такие подростки вполне могут адаптироваться социально. И та психологическая травма, которая заставила когда-то отметить свое тело, может быть исцеленной. Касаемо мотивации детей сделать пирсинг, татуировку или сменить цвет волос – родителям важно выяснить, прежде всего для себя, какую именно потребность пытается удовлетворить ребенок таким образом. Потребность во внимании? В преодолении страха? В пропаганде какой-то идеи?

Есть мнение, что запрещать ничего нельзя и запреты вообще никогда не работают. И поэтому с ребенком надо вести разъяснительные беседы, а если не поможет – просто смириться. Но эта позиция, на мой взгляд, дискредитирует родительскую роль. Например, нужно запретить ребенку прогуливать уроки, потому что он должен окончить школу, и это не обсуждается. Запреты не работают без различения, что есть польза, а что нет. В любом случае, лишь поговорив и поняв своего ребенка, вы можете помочь ему увидеть мир гораздо шире рамок той субкультуры, в которой он сейчас находится. И, возможно, тогда у подростка появится больше вариантов для самовыражения.

Источник: wday.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here