Психолог рассказала, как родителям найти компромисс между «можно» и «нельзя».
Установление границ для любимого чада – то, что ой как непросто дается мамам и папам. Некоторые уверены, что надо давать малышу полную свободу. Другие – что нужны контроль и жесткая дисциплина. А как на самом деле? Екатерина Мурашова, известный детский и семейный психолог, специально для Wday.ru рассказала, как расставить акценты между «можно» и «нельзя».
«Установление границ никогда не вредит психике ребенка. Психике ребенка вредит их отсутствие. Если что-то можно разрешить – разрешите. Если что-то можно дать – дайте! — уверена психолог. — У некоторых родителей есть идея, что существует знание о том, как правильно воспитывать детей, главное – получить его, делать все правильно, и тогда дети тоже будут „правильными“. Это неправда».
5 правил установления границ для ребенка
1. Правильных границ не существует
Нигде невозможно узнать, что именно вы должны разрешить или запретить своему ребенку. Можно ли ему играть с водой в гостиной? Можно ли есть конфету до обеда? Можно ли смотреть телевизор на ночь? Можно ли зайти в эту лужу? Все решения по этим вопросам одинаково правильные. А всю конкретику для вашей семьи будете определять вы и только вы.
2. Опирайтесь на себя
На что ориентироваться, принимая решение, позволять ребенку что-либо или нет? На то, что вам удобно и кажется разумным по данному конкретному вопросу. Рекомендации ваших родителей, популярных психологов и ток-шоу на этом поле не играют совсем. Они могут быть совсем неглупы, но никогда не учитывают ваших конкретных предпочтений и обстоятельств.
3. Будьте последовательны
Если ситуация повторяющаяся, то решение для нее должно быть единым. Играть с водой в гостиной можно было вчера, можно сегодня и можно будет завтра. Конфету перед обедом не дают никогда, она всегда выдается только после его окончания. Если ситуация единичная, то для нее вам придется придумать единичное решение.
4. Правильная коммуникация
Принятое вами решение о границах обязательно должно быть сообщено ребенку в понятной для него форме. Чем меньше ребенок, тем проще форма, естественно. Ребенок не может сам решить, что можно и нельзя в мире, в который он попал, но он имеет право знать, как тут устроено все, что его непосредственно касается.
5. Договаривайтесь
Родители (мать и отец) должны иметь общее решение по поводу повторяющихся в жизни ребенка ситуаций. Это общее решение вырабатывается путем обсуждений и компромиссов. Единичное, уже принятое решение одного безусловно и ситуативно поддерживается другим (потом можно и поспорить, и обсудить, но уже не в присутствии ребенка). Бабушки и дедушки могут иметь другие границы, это принимается. Родители никогда не дают конфету до обеда. Но у бабушки с дедушкой в их квартире на выходных ребенок ест конфеты в произвольном порядке. С этим ничего нельзя сделать.
Екатерина Мурашова, лекция «Как установить границы для ребенка?», лекторий «Прямая речь», 20 октября, 12:00.
Источник: wday.ru