Наши дети, как бы это странно ни звучало, совсем не такие, как мы. Влияние прогресса, другая система образования, новые ценности и кумиры – воспитание складывается из многих составляющих. Наши дети – представители другого поколения, воспитывать их в старых традициях не получается. Почему так, и чем наши дети так разительно отличаются от нас, рассказывает эксперт Wday.ru, кандидат психологических наук, практикующий психолог Татьяна Павлова.
Они зависимы от гаджетов
Сейчас цифровые помощники так прочно вошли в нашу жизнь, что без них даже домашнее задание не сделаешь. Родители покупают школьникам умные часы-телефоны, чтобы постоянно быть на связи, дарят на праздники игровые приставки, а занятия с репетитором проходят по скайпу. Если вы захотите оградить свое чадо от влияния девайсов, у вас, скорее всего, ничего не получится: даже в начальной школе ученик без смартфона – исключение из правил. Взрослые обеспокоены: дети не любят читать, зато от планшетов их не оторвешь, а вот мы в их возрасте играли во дворе и были счастливы. К тому же от гаджетов портится зрение. И это правда.
Известный российский ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская говорит, что гаджеты меняют функционирование мозга человека не в лучшую сторону: ухудшается память, внимание, мышление и т. д. Зарубежные ученые тоже отмечают, что мозг ребенка необратимо меняется, если он проводит перед экраном больше двух часов в неделю. И это все приводит к формированию новой реальности. Какой? Еще предстоит изучить. Родителям остается контролировать время, которое ребенок проводит с цифровыми устройствами, организовывать досуг без гаджетов.
Дети легко поддаются влиянию
Чужое мнение может стать для них истиной. А еще они зависимы от брендов, подпадают под влияние рекламы. Юные зрители не успевают захотеть что-то, как яркая реклама с телеэкранов уже формирует их потребности и желания. Нужно отметить, что дети оказываются беззащитными перед агрессивным маркетингом. Поэтому родителям необходимо посильно контролировать, учить ребенка слышать и понимать свои потребности, формировать свои интересы и желания, уметь критически осмысливать информацию.
У них кумиры – блогеры
Как следствие – они сидят в интернете и смотрят видеоролики. Даже маленьким детям чаще интересны не мультики, а видео типа «Насте купили кукольный домик» или «Маша в Диснейленде» и т. д. А мнению блогеров доверяют больше, чем другим каким-либо источникам. Особенно это явление можно наблюдать в подростковом возрасте, когда авторитет родителей или школьных учителей в глазах детей сильно падает. Разговаривайте с детьми, стройте доверительные отношения, будьте мудры и терпеливы. Это банально, но очень трудно.
Они любят фастфуд
Родители озабочены, как накормить ребенка полезной едой и выбрать из огромного ассортимента продуктов действительно качественные, а ему подавай вредный фастфуд и сладкую газировку. В подростковой среде еда становится атрибутом своеобразной принадлежности к коллективу. Когда говорят: «Ты в теме!» И неважно, что еда может быть вредной и не очень-то вкусной.
Что делать родителям? Важно с раннего детства прививать ребенку культуру приема пищи. Например, известный психолог Фредерик Перлз проводил параллели между способом поглощения пищи и информации. Умение медленно поглощать пищу, тщательно разжевывая, будет формировать привычку критично относиться к информации, не поглощать ее без контроля, а анализируя и фильтруя.
Они настойчиво требуют ненужные вещи
Это свойственно детской психологии: желать воплощения всех своих желаний, даже самых сказочных (вспомним про Деда Мороза). Правда, у кого-то мечты вполне реальные, например, завести в доме домашнего питомца, а у кого-то несбыточные (полететь на Луну). Желания малыша могут сыпаться как из рога изобилия: увидел у друга безделушку, хочется себе такую же, а потом другую, в магазине манят яркие игрушки и т. д.
Так и формируется потребительская привычка и ненасыщаемость желаний. Только родители выполняют одну просьбу, не успевают выдохнуть, как чадо прямо говорит о следующем. Период наслаждения новым приобретением очень короткий. Во многом это объясняется тем, что взрослые и сами стремятся как можно больше дать своему ребенку, как бы воплощая свои детские мечты (у меня не было такой машинки, пусть будет у моего сына). Однако ребенок очень быстро начинает воспринимать старания родителей как само собой разумеющееся, обесценивая усилия взрослых. Поэтому очень важно с детства научиться отличать нужные покупки от эмоциональных.
Иногда они слишком поверхностны
Поверхностное восприятие явлений, формирование быстрого мнения, суждение по картинке. Это следствие многозадачности современного скоростного мира. Ребенок вынужден каждый день перерабатывать огромный поток информации. Обратите внимание, как дети реагируют на количество лайков в соцсетях: так они оценивают не только опубликованную информацию и фото, но и подписчика (он мне друг, потому что ставит лайки и пишет хорошие комментарии).
Они не берегут то, что имеют
Многие сейчас придерживаются мнения, что проще и дешевле что-то выкинуть и купить новое, чем ремонтировать. С экранов телевизоров нам советуют избавляться от хлама, выкидывать ненужную одежду и т. д. И дети перенимают это буквально. Веяние нового времени, когда вещи не берегут и не чинят, а меняют.
Помните, как мы в школьные годы подклеивали бумагой разорванные страницы учебников, которые находились в обращении не один год и успевали изрядно потрепаться, как штопали вещи – старались продлить время пользования? Никто не говорит, что нужно превращаться в гоголевского Плюшкина и копить разный хлам, но научить ребенка бережливости необходимо.
Дети хотят выделяться
Привычка быть не таким, как все, выделяться из коллектива, быть особенным. При этом формируется целые сообщества похожих друг на друга людей, не желающими быть такими, как все. Такое явление встречается часто в подростковом возрасте, и как правило, проходит с взрослением. Дети как бы примеряют на себя разные образы, ищут себя.
Детям проще дружить виртуально
Многие люди легко заводят знакомства в сети, находят родные души и могут говорить часами, а при личной встрече не могут найти пары слов для поддержания разговора. Дети повторяют нас, взрослых. Балагур и шутник в реальности замкнутый угловатый подросток, дерзкий в чатах ученик на поверку оказывается тихоней-троечником, на которого и «не подумаешь». Подростки общаются охотнее в чатах, предпочитая виртуальное общение реальному. На улицах часто можно наблюдать такую картину: компания подростков сидит, уткнувшись в телефоны. При этом они могут переписываться друг с другом. Виртуальное общение проще реального, более психологически безопасное. Поэтому его доля будет только увеличиваться. И во многом от родителей зависит, как они смогут насытить жизнь ребенка реальным общением.
Они стремятся к праздности
У современной молодежи закрепилась идея, что можно жить легко, не напрягаясь, делая только то, что хочется. Этому отчасти способствуют соцсети, где через фото демонстрируется только красивая праздная жизнь. Поэтому здесь совет родителям можно дать такой: учить детей целеполаганию, строить план по реализации своих дел, объяснять разницу между показательными картинками в интернете и реальной жизнью.
Источник: wday.ru