Сегодняшним мамам трудно представить, что коляски появились всего полтора века назад. До этого детей таскали на руках или в слинге – перевязи, в которой младенец тесно прижат к груди или спине мамочки. Сегодня в магазинах – огромное количество колясок, и мы мучаемся с выбором. Хочется и самую удобную, и по возможности не слишком дорого. Может, взять у подруги, ребенок которой уже вырос?
Королевская мода
Первую в мире люльку на колесах придумал английский ландшафтный архитектор Уильям Кент по просьбе герцога Девонширского Уильяма Кавендиша. Тот был отцом шестерых детей и позаботился о том, чтобы все его отпрыски могли дышать свежим воздухом одновременно. Поэтому транспортное средство напоминало скорее повозку, в которую запрягали козу. К слову, сыновья Кавендиша, когда выросли, превзошли папу по службе. Наверно, кислород хорошо повлиял на мыслительные способности, недаром врачи советуют почаще гулять с малышами.
А настоящая мода на коляски пошла от королевы Виктории, которая пожелала лично выгуливать в парке своих девятерых наследников. Конечно, она не сама катала такую тяжесть, тем более что громоздкую конструкцию надо было тянуть, а не толкать. Коляску, которая больше напоминала по размерам карету, доверяли тащить пони, а мама и няни гордо вышагивали рядом. Когда мода захватила широкие аристократические круги, транспорт для младенцев стали возить также собаки и ослики.
Коляски детей аристократов были похожи на кареты
Очередной переворот совершил изобретатель Чарльз Бэртон в 1853 году, запатентовав коляску с ручкой, за которую ее можно было катить вперед.
Сегодня мы с ходу назвали бы главный минус таких колясок: дети в них могли только сидеть, а потому для совсем маленьких они не годились. К тому же были тяжелыми, деревянными или плетеными, как корзины, на трех огромных колесах и больше напоминали тележки.
Полтора века назад коляски тянули, а не толкали
Как танк
Со временем коляски начали делать из пластика, резины и брезента, и они стали легче. Колеса на шарнирах повысили маневренность. По аналогии с машинами, в детском транспорте появились тормоз и амортизатор. Но самое главное – плоское дно, так что младенец мог лежать и спать.
В Советском Союзе выпускать коляски начали после войны, скопировав с привезенных из Германии образцов. Но тяжелые громоздкие конструкции все равно уступали импортным. Появились и сидячие коляски для детей постарше, на больших колесах.
В 1975 году коляски нового типа, которые выпускали в Московской области, даже получили на ВДНХ Знак качества и золотую медаль. В середине 1970-х экипажи для детей уже были доступны по цене большинству мамочек.
Старинные коляски больше напоминали тележки
Сегодня, глядя на этих «монстров», похожих на танк, мы приходим в ужас. И весят они не меньше 20 килограммов – спину надорвешь, пока таскаешь по лестнице без лифта! И широкие, в малогабаритный коридор не поставишь. А советские коляски еще и внешне были не слишком привлекательными.
Но наши бабушки-мамы и таким были рады. И даже, можно сказать, счастливы, особенно если коляску передавала «по наследству» подруга, у которой ребенок уже вырос, и можно было сэкономить на покупке. Коляски иной раз переходили из рук в руки по несколько раз и выгуляли не одного ребенка!
Зато от сегодняшних колясок, наоборот, приходят в ужас наши мамы и бабушки: слишком легковесные, ненадежные, узкие – младенцу ни ручкой, ни ножкой не пошевелить, лежишь скрюченный, как в пенале.
Не навреди
А что говорит наука? Не вредят ли современные коляски осанке маленького человека? Можно ли использовать их по многу раз? И какую лучше купить – «три в одном», «две в одном» или отдельную на каждый случай, хоть это и обойдется дороже?
Николай Комов, врач-педиатр, преподаватель кафедры пропедевтики детских болезней с курсом ухода за детьми:
– Безусловно, для коляски главное, чтобы она не навредила здоровью. Конечно, важен и ее размер. По современным утвержденным стандартам колясок для младенцев, минимальная длина должна быть 80 сантиметров, ширина – 35–40 сантиметров, этого достаточно для новорожденного до полугода. В этом возрасте важно, чтобы хватало места со стороны верхней части туловища, потому что ребенок спит, раскинув ручки.
Современные коляски более легкие и удобные
Сейчас коляски более узкие, чем были раньше, зато они помещаются в лифт и малогабаритную квартиру. Многие предпочитают универсальные коляски-трансформеры, тут важно, чтобы люлька была устойчивой. Мне больше нравятся коляски «два в одном», автокресло – отдельно. Все упирается в бюджет. И еще рекомендую мамам, чтобы дно коляски могло подниматься под небольшим углом, градусов в 15–30, тогда можно гулять с ребенком, даже если у него легкий ринит, сопли не опускаются вниз в дыхательные пути, а вытекают наружу. А гулять полезно даже при легкой простуде.
На что обратить внимание при выборе детской коляски
1. Дно должно быть плоским и твердым, без углублений, провалов, трещин и искривлений, какие образуются, если коляску уже использовали. Такие недостатки вредят ребенку.
2. Ширины и длины должно хватать для комфорта. Надо учитывать индивидуальные особенности, ведь бывают дети-богатыри, которым в стандартной коляске тесно.
3. Обратите внимание на плотность и твердость матраса. Он не должен быть слишком мягким и старым. Иначе в местах, где располагаются голова и попа ребенка, образуются вмятины, а это тоже не полезно для неокрепшего детского позвоночника.
4. Коляска должна быть с устойчивой люлькой и надежными колесами, чтобы ее не раскачивал и не опрокидывал сильный ветер или случайное столкновение, например, с поребриком.
Если вы покупаете коляску с рук, ко всем этим пунктам надо быть особенно внимательными. Не факт, что бывшие владельцы расскажут вам о скрытых дефектах. Какие опасности таит в себе подержанный транспорт для малыша?
Износ
Лежачие коляски для самых маленьких, как правило, эксплуатируются не больше 9 месяцев, а вот трансформеры служат долго. Поэтому надо особенно тщательно проверять состояние шасси и колес. Коляски-трости используют для детей постарше, а делаются они из легких материалов, так что вероятность приобрести ушатанный экземпляр еще больше. Проверьте несущую конструкцию и все подвижные детали. Незаметные на первый взгляд микротрещины могут обернуться поломкой в самый неподходящий момент.
Искривления
Берете вы, скажем, колясочку, в которой ездил, по словам продавца, один малыш, а на деле она отходила свое под тремя или даже пятью детьми. Первый тяжеленький постоянно съезжал направо, остальные довершили дело: конструкция на деле может оказаться перекошенной, и никакие ваши усилия не вернут первоначальную геометрию.
Загрязнения
Если коляска долгое время хранилась в гараже или на балконе, материалы, из которых она изготовлена, становятся ломкими, в них въедаются пыль и грязь, и отмыть их крайне сложно. А внутренние детали могут быть подвержены коррозии.
Опасность заражения или аллергии
Вероятность заболеть при использовании чужой коляски очень мала. И все-таки ее нужно очень хорошо промыть, съемные детали выстирать, по возможности прогладить горячим утюгом. Ребенок может хвататься за какие-то детали руками, а затем тянуть пальчики в рот. Теоретически при контакте с коляской, в которой раньше возили больного ребенка, возможно заражение грибковыми инфекциями, острицами, герпесом, вирусным или бактериальным коньюктивитом. Если в доме. где стояла коляска, были животные, не исключены также аллергические реакции малыша на шерстинки.
Источник: wday.ru