Причем вовсе не британские ученые так считают, а наши, отечественные.
«Никита победил в соревнованиях, – странички в соцсетях моей приятельницы Инны пестрят фотографиями семилетнего сына. — Никита пошел заниматься английским. Никита ходит на дзюдо. Никита нарисовал картину для выставки».
Для справки: у Инны еще две дочки. Каждая из них – умница и красавица. Занимаются художественной гимнастикой, занимают места в творческих конкурсах. Инна, конечно, ими тоже гордится. Но как-то непублично, мимоходом.
Может быть, это просто мамино сердце тает от маленького мужчины? Но по такой логике папы должны быть без ума от очаровательных дочурок. Однако ж…
Кирилл – счастливый отец. Во втором браке у него подрастает пятилетняя Любочка, которую папа балует до невозможности. Голубые глаза, светлые кудряшки – само очарование. В Instagram Кирилла много милых сценок: семья на даче, семья катается на коньках, семья на утреннике.
Но самые популярные снимки не эти. Кирилл постоянно выкладывает фотографии с хоккейных тренировок своего девятилетнего сына от первого брака. И они собирают на порядок больше «лайков» его приятелей. Опять же для справки: Люба ходит в бассейн, танцует и поет. Но публичной гордости у Кирилла этот факт не вызывает.
Главные герои
Аналитики подтверждают: сыновья стали популярнее дочерей. По крайней мере, в соцсетях их мам и пап. Родители чаще пишут о мальчиках.
Исследование провели директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Елизавета Сивак и заведующий лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования Центра Иван Смирнов. Они изучили публичные записи 630 тысяч пользователей «ВКонтакте» в возрасте от 18 до 50 лет, чтобы изучить такое явление, как sharenting (от share и parenting). Это когда мамы и папы охотно делятся в сетях своими родительскими достижениями.
«В постах родители рассказывали, как проводят время с детьми (27% сообщений), о важных событиях в жизни детей (появление на свет, дни рождения, достижения – 19%), – рассказывают авторы исследования. — Свыше четверти постов (26%) – это признания в любви к своим детям. При этом главные герои родительских историй – мальчики. В среднем на одну женщину приходится 2,3 поста о сыновьях и 2,1 сообщения о дочерях. На одного мужчину – 1,7 поста о мальчиках и 1,5 сообщения о девочках».
Можно было бы отчасти объяснить этот феномен тем, что мальчиков банально больше – в России на 100 новорожденных девочек приходится 106 пацанов. Но ведь в детских книгах тоже все не так просто. Исследователи предлагают просто обратить внимание: в художественной литературе персонажи чаще мужского пола. И бьют тревогу: даже в учебниках про слабый пол пишут реже.
Лайк малышу
При этом другие пользователи соцсетей поддерживают такое гендерное неравенство. Записи, в которых фигурируют сыновья, «лайкают» чаще, чем посты о девочках. Получается, что люди косвенно больше одобрят достижения пацанов, чем девчонок.
Дочери «недостаточно представлены в нарративе родителей о детях в социальных медиа», подчеркивают исследователи. Такое проявление гендерных предпочтений может давать понять, что девочки «менее важны, чем мальчики, или что они заслуживают меньше внимания». А это вклад в копилку неравенства.
Чем это нам грозит? Да ничем хорошим. Это, конечно, не селективный аборт (да-да, такое явление до сих пор живо), но все же.
«Повышенное внимание к сыновьям и более слабое – к дочерям может убедить девочек в том, что они менее значимы для родителей, – резюмируют исследователи. — А это не только психологическая травма, но и закрепление мыслей, что девочки менее важны, чем мальчики или, что они заслуживают меньше внимания».
Эксперты полагают, что на родителей могут влиять схемы поведения, принятые в соцсетях. Возникает «эффект спирали» – стереотипы воспроизводят сами себя. Люди уделяют внимание сыновьям, убеждаются, что это нормально и демонстрируют это другим. А женщины нередко сами подыгрывают этим гендерным стереотипам.
Источник: wday.ru